Киевский клуб технического дайвинга "TekForce"   Главная Добавить в избранное "TekForce" Контакты  
"TekForce" Technical Diving Club
Deep Wrecks Nitrox, trimix, heliox, rebreather...
Home Page
О нас
Новости
Экспедиции, погружения
Встречи
Фото галерея
Как нас найти
   
Home Page

Обзорная статья о ребризерах. Автор Сергей Черкашин

Inspiration - первый в мире смесевой замкнутый ребризер

Регулировка уровня кислорода

Преимущества

Длительность погружения

Обучение работе c Inspiration

Вопросы безопасности

"Египет. Шаабрур. GULF FLEET #31" Евгений Комко

"Людмила" Автор Евгений Комко

О советском подводном спецназе известно довольно мало...

Дайвер всегда должен знать какая погода в его регионе. |

 


  Где купить подводное снаряжение и другая информация которая может пригодится дайверу:
Многие представительства СМИ часто обращаются к теме дайвинга и ребризеров, в свете, средств и систем для технического дайвинга.
|
 

Египет. Шаабрур. "Gulf Fleet no. 31"

Евгений Комко

В декабре 2005 г. В декабре 2005 г. тремя членами клуба "TekForce", Сергеем Борисовым, Максимом Соболевым и Евгением Комко была совершена серия из пяти погружений на рэк "GULF FLEET No. 31" местонахождение - риф Шаабрур, Хургада, Египет. Рабочая глубина - от 85 до 99 м.

Наша экспедиция преследовала две цели - обследование внутренних помещений рэка с целью его более полной идентификации и установления причины трагедии, а также обкатка наших новых ребризеров INSPIRATION и EVOLUTION с электроникой нового поколения VISION, полученных нами накануне.

Применение нами аппаратов замкнутого цикла изначально предполагало возможность "длинных" донных времен, столь необходимых для кардинальных проникновений в рэк. Полная самодостаточность аппаратов для всех фаз погружения и как следствие то, что мы не были перегружены баллонами, было еще одним преимуществом в конкретных непростых условиях погружения: погружение в "свободной воде", при отсутствии ходового конца и вообще четкого поверхностного ориентира, сильные течения, обуславливающие сложность прямого попадания на интересующий объект.

Подготовка к погружению и материальная часть:

Подготовка к погружению и мат. частьНами использовались ребризеры замкнутого цикла - два INSPIRATION и один EVOLUTION, "тюнингованые" стальними спинками с харнесом. Дилюент - тримикс 14/50, сорбент Drager DiveSorb.

В качестве bailout у каждого был 12 л. стэйдж с донным тримиксом 14/50 и 12 л. стэйдж с Nх 40. Регуляторы на стэйджах (Apeks TX50) имели дополнительные инфляторные шланги для возможности подключения к ребризеру и возможности использования его в ручном полузамкнутом режиме.

В ходе погружения использовались компьютеры VR3 с CCR алгоритмом, а также VISION onboard trimix CCR/OC computer. Нами использовались сухие костюмы DUI CLx450, поддевки Weezle Compact. Для поддува сухих костюмов использовались баллоны с воздухом объемом 1,3л, закрепленные на стальной спинке ребризера. За счет унификации коннекторов шлангов данная конфигурация имеет большое "поле для маневра" на случай потери одной из газовых смесей - в экстренном случае контур ребризера всегда можно заполнить воздухом поддува костюма, донной или декосмесью, соответственно уведомив об этом компьютеры.

Также, любым из имеющихся газов всегда можно поддуть костюм или крыло компенсатора.Кликните для увеличения
При погружениях нами использовались фонари HID Halcyon, OMS, ходовые и декомпрессионные катушки и буи - Halcyon, OMS.
В рамках общей подготовки к дайвам нами проводились долгие разъяснительные беседы с капитаном дайв-бота о том, где нас нужно выбросить, чтобы мы попали на рэк.

Была применена тактика варьирования тона бесед - от доверительно-дружеского и унизительно-просящего, до приказного с элементами плохо завуалированных угроз.
Все было тщетно, нас все равно выбрасывали не там. И это была, пожалуй, единственная "точка отказа" всей нашей подготовительной схемы.
Температура воды - 25 гр. С., видимость - 20м.
Донное время - 20-25 мин.



Планирование:
Благодаря хорошо отлаженной командной субординации, использовании каждым из членов группы одновременно 2-х компьютеров - VR3 в качестве основного и тримиксного бортового компьютера ребризера как дублирующего, а также в силу того, что на дворе XXI век, все погружения производились по компьютерам.

Все дайв-планы рассчитывались исключительно как ориентировочные, в основном - чтобы иметь представление об общей длительности дайва и необходимом кол-ве газа для перехода на открытый цикл в случае полного выхода ребризера из строя. Случись это - оба вышеуказанных компьютера имеют возможность переключения на "открытый цикл".

Сама же по себе возможность фактического шестичасового пребывания под водой вне зависимости от глубины, которую обеспечивает ребризер, а также специфическая техника работы с bailout-ом, допускают определенную "фамильярность" в отношении строгого соблюдения пределов донного времени. В экстренном, разумеется, случае.

Для расчета основного плана применялся встроенный планировщик компьютера VR3

Depth - 99 m.
Bottom Time - 25 min.
Diluent1 (bottom gas) - Tx 14/50
Diluent2 (deco gas) - O2 (Nx 99%)
SetPoint - 1,3 bar
Safety= 20%

Decompression:

 

Depth, m.

 

Time on depth, min.

Tx 14/50

73

 

2

Tx 14/50

61

 

2

Tx 14/50

54

 

2

Tx 14/50

48

 

1

Tx 14/50

45

 

1

Tx 14/50

42

 

1

Tx 14/50

39

 

1

Tx 14/50

36

 

1

Tx 14/50

33

 

1

Tx 14/50

30

 

3

Tx 14/50

27

 

5

Tx 14/50

24

 

7

Tx 14/50

21

 

7

Tx 14/50

18

 

10

Tx 14/50

15

 

12

Tx 14/50

12

 

16

Tx 14/50

9

 

23

Nx 99%

6

 

81

Time To Surface  – 186 min.

В данном случае, как в расчете, так и на практике, нами применялась техника замены дилюента с тримикса на чистый кислород на 6-ти метровой остановке - т.н. промывка дыхательного контура. В результате это дало нам выигрыш во времени декомпрессии в среднем на 25 минут.
Повторюсь, что данный расчет служил лишь ориентиром, дающим нам общее представление о длительности и этапах дайва в целом.


Bailout, однако. Расчет bailout производился по программе V-planner. Применяемая в планировщике модель VPM-B в сравнении с Бульмановской, при сопоставимом консерватизме, предлагает практически сходный суммарный Runtime, при удлиненных глубоких и укороченных мелких декомпрессионных остановках.
Хочется отметить, что по нашему глубокому убеждению, данный алгоритм был разработан по заказу мафиозного альянса продавцов гелия и производителей сухих костюмов с целью увеличения объемов продаж.

VPM-B - несомненный продукт преступного сговора и в любой цивилизованной стране - подсудное дело.
На практике аварийное всплытие происходило бы по Бульмановскому алгоритму VR3, который определил бы сравнительно меньший расход газа. Вследствие этого использование алгоритма VPM-B для расчета кол-ва газа служило дополнительным фактором безопасности.

V-Planner 3,43 by R. Hemingway, VPM code by Erik C. Baker.
Decompression model: VPM-B

DIVE PLAN
Surface interval = 1 day 0 hr 0 min.
Elevation = 0m

Dec to 99m (0) on Diluent 14,0/50,0, 0,70 SetPoint,

Level 99m 24:20 (25) on Diluent 14,0/50,0, 1,30 (1,52), 41m ead, 43m end
Asc to 90m (25) on Diluent 14,0/50,0, 1,30 SetPoint, -10m/min ascent.

Asc to 78m (27) on Trimix 14,0/50,0, -10m/min ascent.
Stop at 78m 0:54 (28) on Trimix 14,0/50,0, 1,22 ppO2, 30m ead, 34m end
Stop at 72m 1:00 (29) on Trimix 14,0/50,0, 1,14 ppO2, 27m ead, 31m end
Stop at 66m 2:00 (31) on Trimix 14,0/50,0, 1,06 ppO2, 25m ead, 28m end
Stop at 60m 2:00 (33) on Trimix 14,0/50,0, 0,97 ppO2, 22m ead, 25m end
Stop at 54m 4:00 (37) on Trimix 14,0/50,0, 0,89 ppO2, 19m ead, 22m end
Stop at 48m 2:00 (39) on Trimix 14,0/50,0, 0,81 ppO2, 16m ead, 19m end
Stop at 45m 3:00 (42) on Trimix 14,0/50,0, 0,77 ppO2, 15m ead, 17m end
Stop at 42m 3:00 (45) on Trimix 14,0/50,0, 0,72 ppO2, 14m ead, 16m end
Stop at 39m 3:00 (48) on Trimix 14,0/50,0, 0,68 ppO2, 12m ead, 14m end
Stop at 36m 4:00 (52) on Trimix 14,0/50,0, 0,64 ppO2, 11m ead, 13m end
Stop at 33m 5:00 (57) on Trimix 14,0/50,0, 0,60 ppO2, 10m ead, 11m end
Stop at 30m 6:00 (63) on Trimix 14,0/50,0, 0,56 ppO2, 8m ead, 10m end
Stop at 27m 5:00 (68) on Nitrox 40,0, 1,47 ppO2, 18m ead
Stop at 24m 2:00 (70) on Nitrox 40,0, 1,35 ppO2, 16m ead
Stop at 21m 5:00 (75) on Nitrox 40,0, 1,23 ppO2, 14m ead
Stop at 18m 6:00 (81) on Nitrox 40,0, 1,11 ppO2, 11m ead
Stop at 15m 8:00 (89) on Nitrox 40,0, 1,00 ppO2, 9m ead
Stop at 12m 11:00 (100) on Nitrox 40,0, 0,88 ppO2, 7m ead
Stop at 9m 18:00 (118) on Nitrox 40,0, 0,76 ppO2, 4m ead
Stop at 6m 76:00 (194) on Nitrox 40,0, 0,64 ppO2, 2m ead
Asc to sfc. (194) on Nitrox 40,0, -10m/min ascent.

Off gassing starts at 83,2m
OTU's this dive: 138
CNS Total: 52,5%
2747,9 ltr Trimix 14,0/50,0
3335,9 ltr Nitrox 40,0
6083,8 ltr OC TOTAL

Как видно из расчета, количество "аварийного" газа, которое каждый из нас должен был взять с собой - неприлично велико. Взяв его в полном объеме, каждый участник тащил бы на себе по четыре стэйджа - в нашем случае весьма малоприятная перспектива. На основе наработанной нами практики, bailout рассчитывался исходя из следующих соображений и методики погружения: Каждый из нас брал по одному стэйджу с донным и по одному с декогазом.

Стэйджи были одинаково, четко и узнаваемо размечены соответственно содержащейся в них смеси.
Достигнув палубы рэка, мы снимали и складывали стэйджи в одном месте, возле входа в жилые помещения, не дальше 1-2 м. друг от друга, после чего каждый занимался своими делами "согласно распорядка". Одновременно вернувшись на 25 минуте к стэйджам, мы одевали их и вместе начинали всплытие.
Теперь что это нам давало. Если в любую минуту донной фазы погружения у кого-то из нас полностью выходил из строя ребризер, "бедолага" немедленно выходил бы к стэйджам, брал 2 (два) комлекта bailout-а и начинал всплытие на открытом цикле. Этого газа хватило бы ему "с головой". Вероятность же полного выхода из строя одновременно двух ребризеров примерно равна вероятности внезапного начала войны между Египтом и Израилем с попаданием в этот момент под бомбежку прямо на нашем рэке. В этом случае bailout и вовсе бесполезен.

Но допустим. На палубе остается один комплект. Если бы у другого участника чуть позже случилась подобная ситуация, он взял бы оставшийся комплект и догнал 1-го на средних дэко-остановках, позаимствовав у него часть газа. Трех комплектов на двоих также хватило бы с запасом - это ясно видно из расчета.
Вероятность одновременной поломки всех трех ребризеров рассматривать не будем - в конце концов это серьезная статья, а не фельетон.
Подобная "коллективно-хозяйственная" техника работы с bailout-ом нами четко отработана и ни разу не давала сбоев. Более того, чем больше состав группы, тем больший "запас прочности" данной схемы.


Ход погружения:

Общее время каждого погружения было от 160 до 190 минут при донных временах от 22 до 25 мин.. В ходе погружений были обследованы все доступные и условно-доступные внутренние помещения рэка, в т.ч. машинное отделение и заваленные каюты. Были установлены точные данные о классе судна, компании- судовладельце, годе постройки корабля и названии верфи. В недрах рэка была найдена сумка с фотографиями команды, Наручные часы и фотографии самого корабля, стоящего у причала. На основе того, что мы увидели внутри рэка, сейчас можно с большой долей вероятности установить ход трагедии и место пробоины в днище.

Все погружения прошли без каких-либо ЧП, всплытие и декомпрессия осуществлялись вдоль стенки рифа.

Анализ и теоритическая часть:

Использование в компьютере VISION градиентной модели Бульмана с возможностью настроек "верхних" и "нижних" градиентов позволяет варьировать глубокие и мелкие декомпрессионные фазы, удлиняя либо укорачивая любую из них. При работе в паре с компьютером VR3 - как раз в нашем случае, VISION дает довольно интересные возможности для оптимизации и подгонки профиля VR3 под придирчивые замечания Эллиотовского декомпаратора.
К сожалению, декомпрессионная программа VISION на сегодняшний день не имеет версии для ПК.

Танталовых мук стоило эмпирически подобрать подходящие градиенты в демо-режиме, прогоняя профили в реальном масштабе времени. В результате подобранные значения градиентов определяли небольшое опережение в сравнении с профилем VR3 (по нему происходило всплытие и декомпрессия), не вступая (почти не вступая- см. ниже) с ним в конфликт, и VISION с настроенным таким образом алгоритмом, с нашей точки зрения, вполне вписывался в критерий дублирующего компьютера. С другой стороны, используемые нами градиенты обуславливали большую безопасность, чем рекомендованные мануалом к компьютеру для наших конкретных соотношений глубина/время.

В общем, как говорится, "убили всех одним зайцем".

Кликните для увеличения

Это хорошо видно на графике - предложенный VISION профиль (светл.) сначала опережает Бульмановский VR3, потом, догоняя его в средней фазе и сдерживая, становится "ведущим" и как-бы срезает проблемный участок его кривой.

Уверен, решение, найденное нами - не самое оптимальное. Для нахождения "идеальных" значений градиентов все же необходим полноценный компьютерный планировщик с графическим интерфейсом. Его, кстати, компания APD вскоре обещает представить на рынок.

Тем не менее, последующий анализ на декомпараторе реальных профилей наших погружений во всех случаях выдал твердую оценку "отлично".

   
Главная О нас Новости Друзья сайта Полезно Фото галерея Места погружений Снаряжение и оборудование Статьи Обучение Как нас найти
© 2005 TekForce.com.ua (Все права защищены)
Дизайн и верстка © 1998-2017 BraginDesign Studio