Киевский клуб технического дайвинга "TekForce"   Главная Добавить в избранное "TekForce" Контакты  
"TekForce" Technical Diving Club
Deep Wrecks Nitrox, trimix, heliox, rebreather...
О нас
Новости
Экспедиции, погружения
Встречи
Фото галерея
Как нас найти
   
Дайвер всегда должен знать какая погода в его регионе.

 

  Подводное снаряжение и другая информация которая может пригодится дайверу:
Многие представительства СМИ часто обращаются к теме дайвинга и ребризеров, в свете, средств и систем для технического дайвинга.
 
Home Page Трагедия "ЛЕНИНа"

Страшную катастрофу парохода "Ленин" до сих пор с содроганием вспоминают пережившие начало войны одесситы. Последний пароход, увозящий эвакуантов из осажденной Одессы, последняя надежда жителей города. Чтобы попасть на борт в тот злополучный рейс люди отдавали последнее. Корабль был переполнен людьми, их невозможно было подсчитать даже приблизительно. Сколько людей погибло на его борту в ту ночь, 27 июля 1941 года, никто не знает и по сей день. Но точно известно одно - по количеству жертв "Ленин" во много раз превзошел печально известный "Титаник".

"Пароход "Ленин" у пристани г. Сочи"

12.VII.1941 г. В связи с началом боевых действий "Ленин" выполнил рейс Одесса - Мариуполь с эвакуированным населением и грузом сахара.
22. VII.1941г. капитан парохода "Ленин" И. С. Борисенко (погиб 09.11.41) получил приказ руководства Черноморским морским пароходством на срочное транспортирование груза и пассажиров в Мариуполь. Согласно информации руководителя погрузки, представителя военно-морской комендатуры порта ст. лейтенанта Романова, пропуском на судно был посадочный талон, по которому проходили 2-3 взрослых пассажира. Неполнолетние не подсчитывались. Значительное (неизвестно) количество пассажиров прошло с записками от городского и областного Комитетов партии, военной комендатуры г. Одесса. Зафиксировано самовольное размещение членами экипажа в собственных каютах родных и знакомых (количество неизвестно). По неподтвержденным данным (которые базируются на протоколах допросов следствия НКВД) на борту находилось более 4000 человек. Перед входом на борт прибыло еще 1200 человек призывников. Согласно материалов следствия: людьми были заполнены все салоны, камбуз, коридоры, трюмы и палубы. На борт транспорта были погружены эвакуированные активы Одесского государственного банка (информация не подтверждена), и 400 (450) т. цветных металлов в слитках. Рейс проходил в особенных условиях плавания в районе выставленных оборонительных минных заграждений. Предусматривалась обязательная лоцманская проводка в связи с переводом маяков на манипулированный режим работы по особому графику.

24.VII.1941 г. В 22.00 транспорт "Ленин", в составе конвоя с теплоходом "Ворошилов", судна "Березина" и двух шаланд, вышел курсом на Мариуполь. Во время движения зафиксировано отсутствие связи с оперативным дежурным флота. По причине разных мощностей судовых силовых установок, на траверсе мыса Тарханкут конвой распался. На траверсе мыса Лукулл вышел из строя двигатель "Ворошилова". В нарушение маршрута "Ленин" выполнил буксирование "Ворошилова" в Казачью бухту порта Севастополь для проведения ремонта.

27.07.1941 г. В 19.00 транспорт "Ленин", в составе конвоя (транспорты "Грузия" и "Ворошилов") в охране сторожевого катера "СКА-026" ("МО-4") вышел курсом из Севастополя в Ялту (далее на Кавказ). Общее количество пассажиров на "Ленине" и "Ворошилове": близко 10000 чел.. Проводку судна выполнял военный лоцман лейтенант И. И. Свистун (выпускник Ленинградского мореходного училища им. Фрунзе 1941 года, всего лишь месяц как его закончившего). Согласно информации СМЕРШ, магнитный компас, забортный лаг и электролаг не были выверены, эхолот отсутствовал. В Севастополе не был проведен инструктаж должностных лиц конвоя, не был назначен начальник конвоя, не были уточнены особенности плавания в этом районе и вопрос обеспечения безопасности. Судно двигалось в условиях невозможности уточнения курса по пеленгу, дрейфуя под влиянием ветра N и течения за мысом Фиолент. Индивидуальные спасательные средства (спасательные пояса) были собраны и заперты.

В 23.33 на траверсе мыса Сарыч произошел взрыв в районе трюмов №1 и №2 по левому борту. Пароход стал оседать носом при возникшем крене на правый борт. При крене 15-20 со штатного места сорвало трубу. В течении 7-10 мин. Транспорт в вертикальном положении (кормой вверх с работающими винтами) затонул. В связи с быстрым затоплением основная масса пассажиров не успела покинуть судно. Спасательные мероприятия проводились транспортами "Грузия" (около 300 чел.), "Ворошилов" (200 чел.) и катерами. Официальное количество погибших - до 900 человек. Спаслось около 600 человек (лишь те, кто имел спас. круги, пояса либо попал в шлюпку). По данным Ялтинской комендатуры спаслось 272 человека. Капитан, трое его помощников и лоцман покинули судно последними. Из команды спаслась половина (43 из 92). Спасательная группа в составе торпедных катеров Балаклавской базы прибыли поздно.

Расследование факта гибели судна велось НКВД Крымской области и Особого отдела ЧФ СССР. В результате следствия выяснилось, что во время погрузки подсчет пассажиров, прибывших на борт судна, не велся.

Следствием отработано три гипотезы гибели транспорта "Ленин".


1. торпедирование подводной лодкой ВМС Румынии "Delfinul" (книга "Немецкие подводные лодки на Чорном море". Герд Эндерс). Версия не подтверждена архивными источниками Румынии. Версия подтверждена показаниями пассажиров "Ворошилова", которые видели след торпеды, показаниями вахтового радиста И. Назаретия и машиниста 1-го класса П. Попова про сильный удар в правый борт до взрыва.

28. VII.1941 г. в 10.00 в районе Севастопольской базы СКА ЧФ СССР потопили неидентифицированую подводную лодку. По неподтвержденным данным в закрытом архиве ДВАРФ есть материалы (доклад) командования подводной лодкой Кригсмарин про торпедирование "Ленина". В 1941 г. В акватории Черного моря действовали подводные лодки и торпедоносная авиация ВМС Румынии.

2. Ошибки в расчетах во время управления судном, выход за границы фарватера и подрыв на мине оборонного минного заграждения (показания штурмана Бендерского).

3. Вероятной причиной гибели транспорта считается подрыв на плавучей мине.

11.VIII.1941 г. Закрытым совещанием Военного трибунала ЧФ СССР, основываясь на доказательствах указанной версии, согласно статьи 193-17"б", приговорил военного лоцмана И.И Свистуна к расстрелу.

…Вот я реву на руках у мамы. Отец еще здесь, рядом. Он держит за руку сестру. И нас несет толпа то в одну, то в другую сторону. Бабушку мы уже потеряли. Ее оторвало от нас и отбросило неизвестно куда. Нам нужно попасть в воронку, в горлышко песочных часов, через которое людской поток тянет к трапу последнего большого парохода, покидающего осажденную Одессу. Мы были уже совсем рядом, песчинки, летящие из одной колбы часов в другую, когда поток отклонился и отбросил нас в сторону. Судьба настойчиво отводила нас от прямой, ведущей на трап парохода "Ленин". Она словно знала наперед все, что произойдет с ним, и щадила нас. Ей словно было известно, что послезавтра это большое судно наткнется в открытом море на мину и все эти счастливчики, которым сегодня повезло взобраться по шатким ступеням трапа на палубу, все до одного погибнут. С того дня всякий раз перед тем как заболеть, я вижу во сне большой пароход, переполненный улыбающимися людьми. Я узнаю их, хотя никогда не был знаком с ними. Одни и те же счастливые лица. Тысячи незнакомых улыбок. Я уверен, что все они были на том затонувшем пароходе. Они смотрели на нас сверху с чувством превосходства, думая, что уже спаслись. Они и в моем сне так думают. Но я-то знаю, что послезавтра мы услышим их крик, хотя будем находиться за сто миль от них, от тонущего корабля. И жар расходится по моему телу…

Рудольф Ольшевский
"НО ПАСАРАН"

TekForce(c) 2005

   
Главная О нас Новости Друзья сайта Полезно Фото галерея Места погружений Снаряжение и оборудование Статьи Обучение Как нас найти
© 2005 TekForce.com.ua (Все права защищены)
Дизайн и верстка © 1998-2017 BraginDesign Studio